«Рынок газомоторного топлива стал неотъемлемой частью экономики страны»

Последнее десятилетие в России активно развивается новая отрасль газомоторного топлива. Процесс кажется вполне логичным и естественным, учитывая, что наша страна обладает колоссальными запасами природного газа и занимает по этому показателю первое место в мире. Иными словами, есть ресурсы, чтобы на долгосрочную перспективу обеспечить экологичным топливом всю транспортную систему страны.

Сегодня мы стали свидетелями того, как преображается жизнь отдельных предприятий и регионов, участвующих в программах газификации и перевода транспорта на СПГ/КПГ. Однако потенциал ПАО «Газпром», а вместе с ним и всей российской экономики в области применения природного газа во много раз больше.

Какие новые отрасли могут появиться в нашей стране, как расширение внутреннего рынка газа скажется на жизни рядовых россиян и какие шаги сегодня важно предпринять участникам рынка газомоторного топлива в интервью «Газовой промышленности» рассказал Председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Алексеевич Зубков.


— Виктор Алексеевич, вас по праву называют идеологом и главным организатором газомоторного направления в России. За 12 лет, которые вы курируете эту сферу, в стране сформировалась полноценная новая отрасль: газовые заправочные станции есть в большинстве регионов нашей страны, по охвату присутствия «Газпром» опережает многих нефтяных операторов. Если возвращаться к истокам — в чем тогда вы увидели необходимость реализации такого проекта в стране?

— Начать стоит с того, что метан как топливо безопасен и понятен с точки зрения ценообразования. Его использование дает двойной эффект: можно сокращать вредные выбросы в атмосферу, а вместе с ними и топливные расходы. А это, в свою очередь, возможность сдерживать рост себестоимости товаров или услуг для людей. Поэтому развитие данного направления имеет большую значимость для нашей страны. «Газпром», например, уже сэкономил за счет замещения традиционного топлива метаном свыше 12 млрд руб.

Что касается экологического эффекта, за 2023 г. за счет использования природного газа как топлива в России выбросы парниковых газов от автомобилей сокращены более чем на 2,8 млн т СО2‑эквивалента. Чтобы компенсировать такой объем выбросов, потребовалось бы высадить более полумиллиона гектаров леса, что соразмерно двум территориям Москвы.

На сегодня уже очевидно, что рынок газомоторного топлива (ГМТ) стал неотъемлемой частью экономики страны, а перевод транспорта на метан — инвестиции в будущее регионов.

— В развитии газомоторного рынка сегодня участвуют органы региональной и федеральной власти, «Газпром», автопроизводители, автовладельцы, производители оборудования для АГНКС и др. Достаточно ли на данном этапе вовлеченности государства и какие еще меры, по вашему мнению, необходимы ГМТ-отрасли для эффективного развития?

— Задачи увеличения газомоторного парка техники и роста объемов потребления ГМТ поставлены Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

В прошлом году в рамках выполнения поручений главы государства всем субъектам Российской Федерации были предоставлены равные возможности для получения субсидий на строительство газозаправочных объектов и переоборудование транспортных средств на ГМТ.

По итогам взаимодействия ПАО «Газпром», ООО «Газпром газомоторное топливо» с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на 2024 г. и последующие годы предусмотрено увеличение субсидирования автопроизводителей на 2 млрд руб. ежегодно (2024 — 4950 млн руб.; 2025 — 5705 млн руб.; 2026 — 5705 млн руб.).

Для реализации поручения об установке приоритета закупки нового транспорта на природном газе за счет бюджетных средств сегодня регионы приобретают пассажирские автобусы в рамках ряда проектов. Это федеральный проект «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и др.

Многое сделано, но пока еще этих мер недостаточно для того, чтобы загрузить уже построенную заправочную инфраструктуру в должной степени. Сегодня мощности АГНКС позволяют заправлять на 500 тыс. машин больше.

Среди региональных мер поддержки наиболее действенными являются налоговые льготы. Они установлены в более чем 30 субъектах страны. В 2023 г. впервые скидка на транспортный налог была установлена в Тамбовской и Амурской областях. С 1 января 2024 г. льгота на транспортный налог впервые введена в Тульской обл. О продлении льготы также сообщила Ленинградская обл.

Если говорить о дальнейших шагах, которые нужны для эффективного развития рынка ГМТ, то, во‑первых, необходимо производить не менее 10 % транспорта на природном газе от существующих мощностей предприятий. Вовторых, важно предусмотреть на федеральном уровне дополнительные субсидии производителям газомоторных автомобилей в общем объеме порядка 10 млрд руб. ежегодно. Втретьих, установить в регионах, где достаточно метановых заправочных мощностей, запрет на приобретение за счет бюджетных средств транспорта на нефтяных видах топлива.

— Может ли потребитель быть уверенным в том, что цена на метан останется стабильной? Например, такое топливо, как СУГ, отличается скачками в стоимости: то дорого, то очень дешево.

— Стоимость кубометра метана индексируется в соответствии с уровнем инфляции и на протяжении многих лет сохраняет самый низкий темп роста на рынке моторного топлива России.

Ценовая стабильность КПГ — в числе преимуществ, которые позволяют предприятиям просчитывать экономию на годы вперед.

Для сравнения: если с января по ноябрь 2023 г. среднемесячная стоимость КПГ на станциях «Газпром газомоторное топливо» колебалась в пределах 1,6 %, то стоимость бензина марок АИ92 и АИ95 с начала года выросла на 7 %. Рекорды по увеличению цены показывал пропанбутан (СУГ) — его стоимость выросла на 40 %.

В 3,1 раза увеличилась сеть газозаправочных станций в России за последние 11 лет в результате системной работы «Газпрома».

— При вашем участии в начале года открыты новые заправочные комплексы в Сочи, и отмечалось, что южные регионы имеют большой потенциал для дальнейшего наращивания использования газа на транспорте. Каких показателей вы считаете необходимым достичь по количеству АГНКС или переведенному на газ автотранспорту?

— Юг России — территория активного развития рынка ГМТ. Регионы Южного федерального округа сохраняют лидерство по объемам потребления природного газа на транспорте. В 2022 г. Ростовская обл. первой из регионов преодолела отметку в 100 млн м3 метана. В прошлом — повторила результат. Второе место уже традиционно занял Краснодарский край.

Но вместе с тем по мере развития газозаправочной инфраструктуры и в этих регионах мы наблюдаем падение процента загрузки сети. Если пять лет назад в целом по Южному федеральному округу наши станции были загружены наполовину, то по итогам 2023 г. — не более 26 %. В Ростовской обл. показатель загрузки и вовсе 18 %. Все потому, что темпы роста автопарка на метане значительно меньше. И с открытием новых заправок транспорт просто перераспределяется между ними.

Болееменее равномерно идет развитие в Краснодарском крае. Здесь с 2020 г. уровень загрузки не опускается ниже 40 %.

Мы учитываем эти тенденции при планировании дальнейшего расширения сети на юге России. До 2026 г. в планах строительство четырех новых станций, из них три — в Краснодарском крае.

Примером того, как активная позиция руководства города становится движущей силой в развитии рынка экологичного топлива, может послужить городкурорт Сочи. До февраля этого года здесь работала только одна станция, построенная еще в 80‑х гг. прошлого века. С 2022 г. городская администрация в сотрудничестве с компанией «Газпром газомоторное топливо» создала все условия для решительного рывка. Построены сразу две станции. Еще одну планируется открыть также в этом году.


В планах у Сочи перевести на природный газ все автобусы.

54 %, или 452 стационарных объекта газомоторной инфраструктуры из 836 входят в состав газозаправочной сети «Газпрома» по данным на конец 2023 г.

— Видите ли вы перспективы для российского ГМТ на территориях соседних государств, например Беларуси, или на международном транспортном коридоре «Север — Юг», который позволит объединить Россию, Азербайджан и Иран единым автомобильным маршрутом?

— Создание газомоторного коридора «Север — Юг» — важная часть трассовой стратегии «Газпрома» по развитию рынка ГМТ. Этот востребованный международный маршрут включает семь федеральных автомобильных дорог от СанктПетербурга через Москву и до границы с Республикой Азербайджан.

В прошлом году мы торжественно открыли сразу шесть новых станций на М4 «Дон» — в Краснодарском крае, Ростовской и Тульской областях. Благодаря этому от Москвы на природном газе можно доехать до южного берега России — через Тулу, Воронеж, РостовнаДону, Краснодар и до Новороссийска.

К 2026 г. планируется строительство еще 13 объектов на маршруте «Север — Юг» в Тверской, Воронежской, Ленинградской и Московской областях.

Что касается Республики Беларусь: между ООО «Газпром газомоторное топливо» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» подписано соглашение о реализации совместных проектов по развитию газозаправочной сети, реконструкции и модернизации объектов газозаправочной инфраструктуры, увеличению парка техники на ГМТ. Планируется разработать механизм объединения газозаправочной инфраструктуры компаний в корпоративную сеть, потребители которой смогут на равных условиях пользоваться преимуществами стимулирующих программ.

«Перевод транспорта на метан — инвестиции в будущее регионов».

— Ранее «Газпром» и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключили соглашение о сотрудничестве в области применения природного газа в качестве моторного топлива в агропромышленном комплексе (АПК). Какой социальный эффект может дать этот проект и каким видится идеальный результат его реализации?

— Прошлым летом о социальной значимости газификации транспорта аграриев задумались всерьез. Причиной тому стал существенный скачок цен на бензин и дизель, который усугубили перебои с поставками жидких топлив.

Среди возможных системных решений этого вопроса — переход на природный газ. Тем более что с дефицитом дизельного топлива АПК сталкивается ежегодно и при этом в сезон наиболее активных сельхозработ.

Мы уже говорили, что природный газ становится конкурентным преимуществом российского бизнеса. Он также может способствовать повышению рентабельности произ­водства в АПК за счет сокращения издержек на моторное топливо. Такой опыт уже есть.

Сегодня на предприятиях АПК на природном газе работает порядка 15 тыс. машин. Природный газ в качестве топлива использует 1,3 % грузовой техники, 1,5 % легковых автомобилей и 2,3 % автобусов в автопарке аграриев (по данным Минсельхоза России — прим. ред.).

По экспертным оценкам, потенциал потребления метана как топлива в сегменте магистральной техники составляет 630 млн м3/год, в сегменте самоходной техники — почти 1 млрд м3 (данные Концепции развития рынка — прим. ред.).

Самые крупные потребители природного газа как моторного топлива в АПК — агропромышленный холдинг «Мираторг», Группа компаний «Русагро» и транспортная компания «ИТЕКО». В автопарке «ИТЕКО» 50 % — это автомобили на метане, что позволяет компании ежегодно экономить на топливе порядка 1 млн руб. с одной единицы техники.

— Какие еще новые отрасли могут получить развитие в России благодаря доступному природному газу и как могут трансформироваться существующие, если производства повсеместно будут газифицированы?

— Президент России поддержал наше предложение об утверждении программы по переводу транспорта на ГМТ. Для этого совместно с Министерством энергетики Российской Федерации разработана Концепция развития рынка ГМТ до 2035 г.

В составе концепции рассмотрены шесть сегментов техники, которые наиболее эффективно переводить на метан. Это морской и внутренний водный транспорт, железнодорожный транспорт, сельскохозяйственная техника, коммунальные, дорожностроительные и карьерные машины.

Например, в России эксплуатируется свыше 9 тыс. карьерных машин. Потенциал потребления ГМТ в этом сегменте при переводе 10 % самосвалов на СПГ составляет 400–440 млн м3, что соответствует 30 % от объема продаж на газомоторном рынке.

Для реализации концепции потребуется разработка целого ряда новых документов, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты. Это порядка 74 мероприятий. Но совместными усилиями мы добьемся результата, при котором жители нашей страны получат существенный экономический и экологический эффект от перевода транспорта на газ.

Беседовала Карина Никора


С 387 млн м3 в 2012 г. до 1,45 млрд м3 по итогам 2023 г. увеличился годовой объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в Российской Федерации.